20-21.04.2024
Прага

Найближчі турніри:

11 травня у Києві пройде другий етап відкритого чемпіонату України
Місце проведення: Броварський проспект, 10, Гідропарк, РК Фабор

12 травня пройде другий етап KLO-Ліги (гравці віком 40+) сезону 2023/2024
Місце проведення: Броварський проспект, 10, Гідропарк, РК Фабор

Для реєстрації пишіть у Телеграм , або у нашій гостьовій книзі, або пишіть у Фейсбук-месенджер  ФНХУ

Головна Статті Одеса «БИТВЫ У ЦАРЕГРАДСКОГО ГИРЛА»
«БИТВЫ У ЦАРЕГРАДСКОГО ГИРЛА»
Статті
Автор Михаил Шаломаев   
Неділя, 29 серпня 2010, 20:05

Третий год «новой эры» Кубка Одессы. В Затоке внезапно задул холодный ветер, море похолодало (пиво, похоже, тоже) и… турнир не досчитался российских гостей. Янис Галузо, Павел Шадрин и Александр Берёзкин приболели. Простудился и Олег Дмитриченко, однако, компанию Антону Легкову он всё-таки составил. Но, как оказалось, это и был весь российский десант, высадившийся у Цареградского гирла 22 дня месяца августа сего года.

Третий год «новой эры» Кубка Одессы. В Затоке внезапно задул холодный ветер, море похолодало (пиво, похоже, тоже) и… турнир не досчитался российских гостей. Янис Галузо, Павел Шадрин и Александр Берёзкин приболели. Простудился и Олег Дмитриченко, однако, компанию Антону Легкову всё-таки составил. Впрочем, как оказалось, это и был весь российский десант, высадившийся у Цареградского гирла 22 дня месяца августа сего года.

 

Кубок Одессы-2010 обещал открыть на настольно-хоккейной карте Украины два новых города - Кривой Рог и Овидиополь. Обещал, но не открыл. Представитель Днепропетровской губернии в Затоке не объявился, а украинский Титов оказался «блефом» Снейка и, будучи мореманом, находился в сей светлый день за много миль от Одессы.

 

Пару лет назад не было возможности насладиться всеми прелестями Затоки и окрестностей. Теперь же, приехав за неделю до турнира, можно было ощутить себя «первооткрывателем новых земель».

 

история затоки

 

История Затоки уходит своими корнями в седую старину, во времена, когда берега Северного Причерноморья заселяли выходцы из античной Эллады. Поселение и навигационный знак при впадении Днестра в Чёрное море (во времена древних эллинов – Понт Эвксинский) были известны цивилизованному миру той эпохи ещё в начале нашей эры. Так, античный «отец географии» Страбон в середине первого века писал: «При устье Тиры находится башня, называемая Неоптолемовой, и деревня, именуемая Гермонактовой». Ещё одно упоминание о древнем маяке содержится в так называемом «Перипле Понта Эвксинского», древней лоции Чёрного моря: «От реки Тиры до Неоптолемовых 120 стадиев, 16 миль». Учитывая, что за последние два с половиной тысячелетия река существенно поменяла русло, местонахождение названных Страбоном объектов (башни-маяка и поселения, отмечающего устье Тираса), сегодня невозможно установить однозначно. Несомненно одно - место у впадения Днестра в Чёрное море, столь важное для мореплавателей, было обитаемо в древности.

 

Участие славянских племён - уличей и тиверцев, населявших берега Днестра в X веке, в походах киевских князей Олега и Игоря на Византию, отмеченных в «Повести временных лет», даёт основание полагать, что походы на легендарный Царьград (Константинополь) проходили через устье Днестра. Возможным отголоском этих событий в топонимике является название «Цареградское гирло», известное по картам середины XIX века.

 

Местность Бугаз (в переводе с турецкого - «горло») была известна средневековым хронистам. Так, Пантелеймон Кулиш в своей «Истории воссоединения Руси» приводил летописные упоминания о том, как в мае 1602 года запорожские казаки захватили турецкое торговое судно из Кафы «у Бугаза, там, где, Днестр впадает в Чёрное море с Овидовым озером».

 

История Затоки тесно связана с судьбой маяка у Днестровско-Цареградского гирла. В 1827 году здесь был построен навигационный знак, в 1851 году переоборудованный в маяк, который функционировал благодаря команде матросов из шести человек во главе с лоцмейстером. Для обслуживающего персонала был построен жилой домик с хозяйственными строениями. В 1892 году на Цареградско-Бугазской косе на пожертвования капитана парохода «Тургенев» Б.А.Багненко и частных лиц была построена спасательная станция.

 

Население Бугаза до середины XX века было крайне малочисленным. Железная дорога, проложенная в 1916 году по Бугазской косе, прекратила своё существование с началом Гражданской войны. С 1918 по 1940 годы по этой местности проходила граница между СССР и королевской Румынией.

 

Первым крупным строением Бугаза стал костно-туберкулёзный санаторий, возведённый в 1937 году румынским правительством под эгидой Лиги Наций.

 

До середины XX века Бугазская коса представляла собой огромный, практически пустой пляж вдалеке от населённых пунктов края без серьёзного транспортного обеспечения. Ни о каких туристах извне (кроме пациентов костно-туберкулёзного санатория) и говорить не приходилось. Лишь по большим праздникам на Бугазе происходили пикники состоятельных людей на морском воздухе, строения на берегу можно было пересчитать по пальцам.

 

В первое десятилетие после окончательного вхождения Заднестровья в состав СССР людям было не до пляжного отдыха: послевоенная разруха, голод, суровая мораль сталинского времени. Лишь с приходом хрущёвской «оттепели» бугазские пляжи стали обретать популярность как место летнего отдыха, причём преимущественно у окрестных жителей. С середины 50-х годов прошлого века, с началом регулярного теплоходного сообщения по Днестровскому лиману «морской пляж Бугаз» стал своеобразным «курортом выходного дня» для жителей Белгорода-Днестровского и окрестностей. Оживлению туризма способствовало сооружение в 1955 году железнодорожного моста через Цареградское гирло. В начале 60-х Бугаз стали посещать жители Молдавии, составившие основной контингент отдыхающих в летнее время. В то время на Бугазе насчитывалось около 600-700 человек приезжих.

 

С ростом количества отдыхающих встал вопрос об организации ведомственных мест организованного отдыха – пансионатов и домов отдыха. Первый на Бугазской косе пансионат (18 домиков летнего типа, рассчитанных на 4 человека каждый) открыл Белгород-Днестровский райпотребсоюз летом 1961 года.

 

Столь характерные для сегодняшней Затоки дачи - продукт недавнего времени. В советскую эпоху индивидуальное дачное строительство было строго регламентировано, а сдача помещений в аренду рассматривалась как нарушение социалистической законности – «нетрудовые доходы». Бум дачного строительства в Затоке начался в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века…

 

в ожидании турнира

 

Неделя до турнира не позволяла расслабляться. Ну, не лежать же весь день на пляже? А потому были изведаны близлежащий Белгород-Днестровский и не очень близкое Вилково. Белый город на Днестре поразил своею крепостью. Ну, а «Украинская Венеция» не могла не поразить по определению. Необычность города в том, что его старая часть расположена на воде. Вместо улиц каналы, по которым перемещаются, в основном, на своеобразных украинских «гондолах», которые изготавливают здесь же, и моторных лодках. В городе по каналам плавают стоя на корме лодки и отталкиваясь шестом. Каналы зовут ериками. Через ерики перекинуты простенькие деревянные мостики. Верх мостков не закреплён. Если на лодке перевозится негабаритный груз, то верх моста снимают, а когда лодка проходит, ставят на место. Получается, что мосты разводные.

 

Вилково - город-миф, появившийся в XVII веке. Город звался странническим - блуждал с острова на остров. Жители, ныне благообразные и добросердечные, были филипповцами. Именно они во времена Никоновской реформы шли на самосожжение, считались самыми фанатичными и нетерпимыми. Теперь говорят, что фанатизм помог им спастись в дунайских плавнях, где обычному человеку выжить было невозможно. За века имя «филиппоны» преобразовалось в «липоване». Так родилась вилковская легенда о том, что основатели города произошли от племен, некогда скрывавшихся в липовых лесах. К филиппонам присоединились донские казаки-старообрядцы Игната Некрасова. Позже в эти же плавни, слывшие безлюдными, бежали запорожцы из разгромленной Сечи.

 

Так, как разговаривают в Вилково, не говорят нигде. Так говорили на Руси три столетия назад. Дети у них «отроки», а нехорошие люди - «каяфы» (от первосвященника Каифы, к которому привели арестованного Христа). Кривляки - «ламотики». Их одежда - кафтаны, душегрейки, поддевки, сарафанцы, опорки и постолы. Коррективы внесла только морская жизнь. О болтливых замечают, что они тюльку травят, о сумасшедших - корабли сгорели. Таких «погорельцев» в городе, где веками женятся только на «своих», на удивление мало.

 

Но, хватит истории. Не одним же прошлым живёт человек. В ожидании Кубка Одессы приехавшие пораньше участники провели несколько «междусобойчиков», во время которых приятно удивил Малярозов-младший. Мало того, что один из турниров он выиграл, Паша впервые на моей памяти был настроен дать бой любому. Хорош был и Валерий Скороход, но в Кубке Одессы он участвовать отказался. Перешёл, так сказать, на тренерскую работу…

 

день первый. индивидуальный

 

До турнира у меня были опасения по поводу освещённости столовой «Факела», в которой и проходят соревнования. Но они оказались напрасными. Для двадцати человек света оказалось предостаточно, чего не сказал бы при увеличении количества участников хотя бы до 23-х…

 

Отборочный этап проходил в один круг. Его на удивление легко прошли питерцы Антон Легков и Олег Дмитриченко, оставив украинских участников турнира далеко позади. Евгений Левданский был по настоящему щедр, раздаривая своим соперникам направо и налево победы и ничьи. Порадовало удачное выступление Николая Крохмаля. Волк, несмотря на свои болячки, был довольно зол: в очередной раз «съел» Львенка и удачно пободался с обоими Чабанами. Хорошо выступил и Павел Малярозов, насоливший папе и Волку и отобравший очки у Евгения Левданского, Михаила Шаломаева и Владимира Кудели…

 

Украинский «Ай Фил Гуд» повзрослел. Но более чем трёхлетнее отсутствие на серьёзных турнирах не могло не сказаться и на Андрее Андреевиче Зубченко. Самый шумный в прошлом юниор подзабыл даже свой фирменный финт: пас на «банан» - плевок в дальний ((с) АЧ). В защите поднаторел, а вот в нападении работы - непаханое поле…

 

В тихую Затокинскую заводь на этот раз приплыли «почти столичные» Корабли. Да не два, а целых три. К старшему Валентину и младшему Алексею добавился средний - двоюродный брат Кораблика Николай. И пусть Коля не принимал участия в турнире, нисколько не удивлюсь, если уже в этом сезоне на один из этапов чемпионата страны прибудет Ирпеньская эскадра из трёх Кораблей…

 

В 1/8 финала борьбы не получилось ни в одной паре. Волк немного «покусал» Снейка, но и только. ЧИП оказался просто лучше Дейла. И всё же стоит отметить, что Легков «потопил» Большого Корабля с некоторым трудом. Первый раз и вовсе в овертайме…

 

В четвертьфинале Александр Малярозов блеснул в двух матчах против победителя «регулярки». Антон был поражён мастерством соперника, лишь изредка покидающего Жемчужину у моря. Олег Дмитриченко катком прошёлся по одному из организаторов турнира Игорю Чабану. В споре, «хто у «Хащах» кращий?», победил Лев, оставив тем самым хорошо выступившего Митчелла без полуфинала. В «чисто одесском споре», на мой взгляд, всё ясно уже довольно давно. Никита Кушнир в очередной раз оправдал звание чемпиона Одессы, обыграв своего извечного соперника Алексея Ведерникова.

 

В полуфинале начался джаз. Нет, это не чемпион Украины филигранно обыгрывал гостя с Невы и не чемпион Одессы легко справлялся с Легковым. На авансцену вышел Валерий Скороход. В ходе предварительного турнира он поддерживал Владимира Труса. Не знаю, помог ли он Володе, но его противникам и просто играющим рядом он изрядно мешал. Свою «тренерскую» работу Маня усиленно начал совмещать с болельщицкой, позабыв, видимо, что он не на футболе. Первым не выдержал Бардиевский. Ближе к концу предвариловки он изрядно «напихал» (словесно) Валерию. И всё же пик активности боления пришёлся на полуфинал Легков - Кушнир. Никита оказался последним одесситом, который продолжал борьбу за награды, и всё манино внимание было сосредоточено на нём. «Никита, давай!», «Мальцева, Мальцева ему!!!» были самыми безобидными фразами. Подустав от самостоятельного боления и не получив поддержки от «остальных соплежуев», Валера стал делать Бабы Манины предсказания и, увы, не в пользу Никиты, а иногда и откровенно под руку земляку. Чемпион Одессы всю серию с Легковым стоически промолчал и лишь затем признался, что манино внимание было излишним…

 

Вопрос о «правильности боления» был поднят Михаилом Спиваковским. Признаться, я не был так категоричен, как он, в вопросах подсказок «по элементам», иногда и сам позволяя себе что-то в стиле: «Мальцева ему!!!». Но уже в послетурнирном общении Митчелл напомнил, что подсказки «по элементам» были запрещены после конференции ФНХУ, прошедшей два года назад. И подавляющее большинство голосов за их запрет дали… одесситы.

 

Во втором полуфинале лучший украинский юниор обыграл лучшего российского. Олежка (именно так были подписаны столы, выбранные Дмитриченко) пел весёлые песни в «финском стиле» только в третьей партии. «Хащи!» же слышались всё чаще и чаще.

 

В матче за третье место питерский гость задавил Никиту «выходами». «Выхода нет», - подумал одессит и уступил в четырёх партиях…

 

Финальный матч лёгким не получился ни для Льва, ни для гостя с Невы. «Качелям» усиленно добавлял амплитуды Маня. Когда после очередной «дружеской поддержки» Женя попросил: «Дядя Валера, не надо!», он услышал о себе много нового. Последующая просьба успокоиться вылилась в перебежку главного болелы в стан противника. Валера представил себя в фан-секторе горняков на матче с киевским «Динамо». И понеслось… «Бей хохлов! Бей хохлов!!!». Антон, отчего-то, резко стал лучшим маниным другом. Но так уж сложилось, что те, за кого болел Валерий, в тот день только проигрывали.

 

Сил у 14-й клюшки мира хватило, и в овертайме шестой встречи всё было кончено. Евгений Левданский завоевал ещё один главный приз, которого так не доставало в его коллекции. К слову, у возмущенных маниными «манцами» «Хащей» в три часа ночи нашлись силы на ультиматум: «Если и на команднике Скороход будет вытворять то же самое, ноги нашей там не будет!». Как по мне, так лишнее это, несмотря на то, что кровушки новоявленный «тренер» попил у всех изрядно…

 

день второй. командный

 

На второй день был разыгран выездной Кубок «Великой Сечи». Его обладателем стал Куделя, но к удивлению многих не Владимир, а Тарас! Валерий Скороход вёл себя тихо, словно и не было вчерашнего шоу…

 

К вечеру количество оставшихся участников Кубка Одессы заметно сократилось, чего хватило на создание четырёх команд. К «Хащам» причалили Корабли. От «Великой Сечи» осталась лишь кировоградская паланка, названная «Фортецею» (то есть Крепостью). Одесситы разделились на «Очумелые ручки» (в лице Труса и двух Чабанов) и «Викторианцев», к которым прильнули Никита Кушнир, Алексей Ведерников и Николай Крохмаль. Россияне так и не поправились, а потому пропустили и второй день соревнований.

 

После двухкругового турнира в финал вышли «Лiсові Хащi» и «Викторианцы». На «третьей доске» у киевлян играл Валентин Корабель. За весь турнир он выиграл всего-то одну встречу. Всего-то одну, но какую!!! Второй тур подарил три захватывающих противостояния. Во встрече  Левданский - Кушнир одессит сравнял счёт «на музыке», но чемпион Украины вырвал победу «на тишине». Спиваковский - Ведерников - это всегда шоу. В этот раз во время исполнения «выхода» соперником Алекс стал усиленно бить по правому защитнику Митчелла, что, в общем, не запрещено правилами ITHF, но очень смахивает на анти-фэйр-плэй. В ответ получил замечание от противника, а выяснение отношений после забитого таки гола длилось около двадцати минут. В итоге встреча, продолжавшаяся около 25-ти минут (и это после спорной ситуации в первом же круге командника!!!) и окончившаяся волевой победой Спиваковского, может по праву войти в историю Кубков Одессы (и не только), как самая продолжительная…

 

В этой-то двадцатипятиминутке и затерялась та самая победа Валентина Корабля над Николаем Крохмалем (2:0), после которой счёт стал почти разгромным - 5-1 в пользу «Хащей», и третий тур в финале стал чистой формальностью.

 

В матче за третье место «Фортеця» пала в очередной раз. На сей раз ещё разрушили «Ну очень умелые ручки» ЧИПа, Дейла и Викинга.

 

А путь Евгения Левданского к общекомандной победе был более сладок. Всего-то одна ничья в 21 матче с далеко не самыми простыми соперниками!..

Михал Сладек (при информационной поддержке историка Доната Сараны).

 
Вхід

Календар сезону 2023/24 Ukrainian tournaments:
Рейтинги сезону 2023/2024
Архів рейтингів

Архів рейтингів

Нахок в інших країнах

Міжнародний рейтинг ITHF
Закордонні посилання

На сайті
На даний момент 246 гостей на сайті