Найближчі турніри:

13 квітня у Києві пройде другий етап відкритого чемпіонату України
Місце проведення: Броварський проспект, 10, Гідропапк, РК Фабор

14 квітня пройде другий етап KLO-Ліги (гравці віком 40+) сезону 2023/2024
Місце проведення: Броварський проспект, 10, Гідропапк, РК Фабор

Для реєстрації пишіть у Телеграм , або у нашій гостьовій книзі, або пишіть у Фейсбук-месенджер  ФНХУ

Головна Статті Україна «НЕКОТОРЫЕ УМЕЮТ. НЕКОТОРЫЕ ХОТЯТ. НО МАЛО КТО УМЕЕТ ПРАВИЛЬНО ХОТЕТЬ»
«НЕКОТОРЫЕ УМЕЮТ. НЕКОТОРЫЕ ХОТЯТ. НО МАЛО КТО УМЕЕТ ПРАВИЛЬНО ХОТЕТЬ»
Статті
Автор Евгений ЛЕВДАНСКИЙ   
Понеділок, 31 березня 2014, 20:24

Лучший игрок в истории украинского настольного хоккея дебютировал в качестве репортера на сайте ФНХУ

Михаил СПИВАКОВСКИЙ:

«НЕКОТОРЫЕ УМЕЮТ. НЕКОТОРЫЕ ХОТЯТ. НО МАЛО КТО УМЕЕТ ПРАВИЛЬНО ХОТЕТЬ»

Евгений ЛЕВДАНСКИЙ

Я спросил у своего друга-журналиста - что самое главное в интервью? И он тут же ответил: «Готовность собеседника быть с тобой откровенным». Тогда, недолго думая, я задал второй вопрос: "Могу ли я попробовать себя в новом жанре, пообщавшись с тобой?" И он ответил: «Зачем? Мы с тобой и так общаемся каждую неделю». - «Ладно, - нашелся я, - давай просто общаться. Но при этом я буду записывать свои вопросы и твои ответы».

Моего друга-журналиста зовут Михаил Спиваковский. И перечитывая то, что у нас получилось, я ловлю себя на мысли, что местами откровенность просто зашкаливает.

ЧАСТЬ 1

ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНА МУЗЫКА ИГРЫ

- Вот уже несколько лет ты практически ничего не пишешь на хоккейных гостевых, тогда как раньше именно твои обзоры и посты многие считали образцом стиля. Что случилось?

- Не знаю. Может, перерос... С одной стороны, я считаю, что НХ можно обсуждать днями и часами. В том числе и в письменном виде. С другой - уже не отношусь к этому так серьезно как раньше. Время регулярных программных заявлений и запальчивых споров на гостевых для меня прошло. Не в последнюю очередь, потому что я вовремя понял: нужно либо выступать на сайтах, либо выигрывать турниры. Ты и сам давно обратил внимание: все, кто надрывается в сети, никогда не добивается результата. Да и потом – не будем забывать про фактор времени. Вполне достаточно, что я еще иногда трачу его на хоккей, тренируясь за поляной и появляясь на турнирах. А если еще буду что-то писать… Нет. Хватит.

- В позапрошлую субботу ты провел 200-й официальный турнир в карьере. И это не считая разнообразных командников и питерского Мастерс-2012! Страшная цифра?

- А ты видел, сколько турниров сыграл Бьярне Аксельсен? Почти 800! Причем, штук семьсот из них он выиграл. Представляешь, какая у человека психология победителя?

- Это ирония?

- Это статистика. Или, например, ровесник моего отца - Ларс-Эрик Свенссон. Недавно гостивший у него Янис Галузо рассказывал мне, что этот профессор университета в Умео каждый вторник проводит обязательный этап городской лиги. Иногда на них приходит два человека - он и еще кто-то… Но все результаты аккуратно вносятся в тетрадочку Свенссона. В ITHF на сегодня попал 1251 такой турнир. Сколько их было на самом деле, знает только сам шведский ветеран. А еще Ларс-Эрик, как и Понтус Эрикссон, - сумасшедший фанат рока. В его коллекции, наверное, вся история популярной музыки, и каждую неделю обязательно скачивается, записывается и прослушивается новый альбом. В общем, вы бы нашли, о чем поговорить.

- Ты, наверняка, замечал, что многие нахоккеры перед матчами и во время игры «юзают» свои плейеры. Что играет в твоих наушниках?

- Я помню, как ты однажды прошел какой-то круговик под Strawberry Fields Forever. И еще подумал тогда, что ты - первый человек в мире, который должен был услышать склейку двух дублей, которые продюсер «Битлз» Джордж Мартин сделал по просьбе Джона Леннона на 60-й секунде. Но я не люблю играть с музыкой в ушах. С одной стороны я - фанат бесшумной игры. Помнишь, как Витя приводил нам в пример Остермана и Алексея Захарова во время их полуфинальной серии на гетеборгском SM-2008? Он говорил, что после звуков сваезабивочных машин, которые сопровождают этапы ОЧУ, в матчах между такими мастерами слышно, как комариха насвистывает своим детям колыбельную песню. Но с другой стороны, мне важна музыка игры - топот шайбы, кашель механизмов, одышка жердей… В наушниках этого не услышать. Но в паузах между стадиями я, конечно, слушаю музыку. Что конкретно?.. Ну, например, перед важными сериями - «Балладу о борьбе» Высоцкого из «Баллады о доблестном рыцаре Айвенго». После нее стыдно играть плохо.

НЕРВЫ ЕСТЬ. НО ОНИ НИКОМУ НЕ НУЖНЫ

- Давай вернемся к твоему юбилейному турниру. Глядя на результаты твоей полуфинальной серии с Женей Рыкуном, я подумал: Миша не выиграл, а отскочил…

- Даже не отскочил. Отполз. (Смеется). Да, бывают такие победы, после которых ты понимаешь: нет, эту серию я проиграл. Вот это и был тот самый случай. В общем-то, я всегда знал, что Жене нужен всего лишь месяц-другой тренировок…

- Для чего нужен? Чтобы выйти на прежний уровень?

- Нет. Чтобы выйти на прежний уровень, ему нужно просто прийти на турнир. Со страшным скрипом пройти круговик, чтобы привыкнуть к подросшему мастерству соперников и вспомнить, как нужно держаться за жерди. А потом начать потихоньку всех душить в плей-офф. А после одного-двух месяцев тренировок он начинает разрывать всех с первого матча. У него есть талант, отличная школа, мозги и психологическая устойчивость. А вот чего нет, так это большой цели и жажды победы. Отсюда какая-то почтительность к соперникам, которые априори, на его взгляд, сильнее. Например, ко мне. Ведь раньше он ни разу не выигрывал у меня больше одного матча за серию. А тут вцепился, как пиявка, и постоянно вел в счете. В какой-то момент я уже просто не знал, что ему забить. В шестом матче проигрывал 0:2, в седьмом - 0:1... Так что два овертайма в последних играх - еще не худшая для меня концовка.

- Честно. Я никогда не мог понять, зачем тебе этот мазохизм - вечная ходьба по лезвию бритвы в семиматчевых сериях? Хотя в глубине души и восхищался умением их выигрывать. Как, кстати, и овертаймы…

- Насчет овертаймов мы с тобой  знаем один секрет. Но вслух говорить не будем. (Улыбается). А по поводу мазохизма… Здесь следует помнить слова Остермана о балансе между дисциплиной и творчеством. Как бы расчетлив я не был, по мнению Виталия Скоробогатова, творческая натура постоянно выпирает в самые ненужные моменты. Ну, такой уж я человек: схемы включаются только тогда, когда одна нога болтается за краем пропасти. По крайней мере, в Украине все происходит именно так. Но тут все проще: перед седьмыми матчами я просто вспоминаю о своем рейтинге.

А вот на международных турнирах… Творчества наоборот не хватает. Отсюда и поражения от Саши Милорадова в Курске и Артурса Верчинса в Москве. Вроде бы четко выполняешь установку, играешь дисциплинированно, как школьник-зубрилка, но в решающий момент нужно где-то рискнуть, исполнить что-то менее очевидное, однако рационализм не дает свободы ни голове, ни рукам.

- Юрий Простаков, который жил с нами и Алексеем Титовым в Стокгольме на SM-2012 сказал о тебе так: «Смотришь и думаешь: нервов там, вообще, нет…»

- Нервы, может, где-то и есть. Но они никому не нужны. По крайней мере, в седьмых матчах - так точно. Помнишь замечательный фильм о гольфе «Триумф»? И слова героя Гарри Вардона: «Есть только два типа игроков. Те, кто умеет сжать нервы в кулак, и… все остальные».

ЧАСТО ВСПОМИНАЮ ПРОРОЧЕСТВО ГУСАКА

- Я понимаю, что первые места на внутренних турнирах тебе уже приелись. Но тебя должно радовать их количество. Специально посчитал, что на сегодня ты - самый титулованный украинский игрок в истории.

- Да ну… А как же некто Е. Левданский?

- Смотри: у тебя 8 побед на этапах чемпионатов Украины, 18 - на этапах чемпионатов Киева, по две - на Кубках Украины, Киева и Харькова, по одной - в чемпионате Одессы, на Кубке Днепропетровска и на Marganets Open. Итого: 35 личных титулов плюс - 4 командных чемпионства в составе «Хащей». Не так уж плохо для человека, о котором когда-то говорили, что у него нет чемпионского характера.

- Ну, извините, если не оправдал чьих-то ожиданий и вдруг начал выигрывать. (Улыбается). Наверное, у всех Водолеев - позднее зажигание. Но если честно, больше всего счастья приносили первые победы. Они были самыми сложными, желанными и эмоциональными. А когда я начал выигрывать по инерции, радость ушла - осталось только сухое чувство выполненного долга.

- В этом сезоне тоже? Каковы, вообще, твои впечатления от уже, по сути, завершившегося для тебя чемпионата?

- Это долго описывать.

- Я никуда не тороплюсь.

- Ладно. Вернемся в осень 2012-го. Из всего, что было произнесено и написано за последние годы, больше всего мне запомнились слова Алексея Гусака, который сказал тогда, что если в украинском НХ сохранится наша с Ромой Игнатенко динамика роста, то вполне может повториться история многолетней давности между самим Лешей и…. тобой. Это было очень точное и мудрое сравнение. Да, с некоторыми поправками, но, по сути, история повторилась. В этих двух дуэлях есть и скрытый подтекст или - как сказали бы у нас в театре - второй план, о котором мало кто знает. Я никогда не обсуждал этого с Гусаком (так получилось, что мы, вообще, никогда не разговаривали вот так просто - «за жизнь»), но, насколько я слышал, уже став чемпионом и увидев, какими темпами развивался ты, Леша уже выступал в качестве щита, который оберегал тебя и киевские традиции НХ от посягательств на титул со стороны мощной группы одесситов. Еще раз повторюсь, я не хочу расписываться за человека, который ни разу не писал об этом в открытую, но, слышал, что Алексей хотел, чтобы чемпионство оставалось в столице. Вот он и страховал тебя на первых порах, а почувствовав, что ты созрел, просто аккуратно отошел в тень.

- Но ты-то как раз добыл для Одессы первое историческое золото…

- Добыл. Но для всех остальных оно осталось в Киеве… Дело в том, что для меня в большей степени важны не фамилии, а школа. Та самая школа, чьи основы заложил еще Дима Кудрицкий, а вы с Витей превратили ее в чемпионский алгоритм. Та самая школа, на которой зрел базис и моей игры. Увидев, какими темпами с помощью лидеров киевской школы НХ развивается мариупольский мальчик Рома, я подсознательно выбрал для себя ту же роль, что и Гусак.

ИГНАТЕНКО МОГ СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ ЕЩЕ В ПРОШЛОМ СЕЗОНЕ

- Я надеюсь, ты не хочешь сказать, что был готов отдать Игнатенко титул?

- Не совсем так. Я просто ждал, пока он в достаточной степени подрастет, чтобы контролировать ситуацию самостоятельно - без моей помощи. И, если уж совсем откровенно, Роман мог выиграть чемпионат еще в прошлом сезоне.

- Каким образом? Ведь он проиграл тебе все три серии!..

- Он просто не уловил ветра перемен, не почувствовал своего нового веса. Представь себе ситуацию: я выхожу в финал второго этапа в Киеве, имея за спиной победу на первом - в Одессе. И вижу перед собой мальчика, который впервые прошел так далеко. Мальчика, которому я еще недавно забивал девять. На него смотрят так, как будто он идет на заклание. И в первой игре он забивает мне три «сухие» шайбы за первую минуту. А потом я просто смотрю, чем закончится это кино, проигрываю 1:6 и постепенно разгоняю перед глазами «туман», настраиваясь на «войну» вместо «прогулки». И в серии начинается игра в догонялки. 0:1, 1:1, 1:2, 2:2, 2:3, 3:3… Каждая победа давалась с огромным трудом, поскольку я, не проигрывавший ему на тот момент ни одного матча в жизни, вдруг понял, что передо мной соперник совсем другого уровня. В седьмой игре я вел 2:1 и был уверен, что все закончилось. А у него хватило спокойствия забить на «музыке» выход «клюшка-клюшка» в полузакрытый угол. И только «канадский кокос» на тишине принес мне победу, которая заложила основу для второго чемпионства, но отнюдь не гарантировало его.

- И что должен был сделать в этой ситуации Рома?

- Поставить задачу. Помню, на следующий день Виталий Игнатенко написал на гостевой, что приятно шокирован результатом сына, и они «всерьез задумались о борьбе Романа за место не только в юниорской, но и в первой сборной»! Я был шокирован. Парень мог реально бороться не за место в восьмерке, а за золотые медали в основном разряде. Если бы я проиграл в Харькове, психологическое преимущество было бы уже на стороне Игнатенко.

- После первых двух партий финала ты и проигрывал - 0:2…

- Там сказалось, прежде всего, превосходство в опыте. Я быстро понял, что именно делал не так в начале серии, изменил темп игры, и все перевернулось с ног на голову. После того, как счет стал 2:2, Рома «сломался» и почти не сопротивлялся. Помню, в шестом матче я забил неожиданно для самого себя гол 6-2-0 с вилкой на «титова». А потом еще и 5-4-5 в одно касание. На 4-м этапе в Киеве борьбы уже не было. Рома по-прежнему не мог сломать «комплекс Спиваковского».

- Что было дальше?

- А дальше после феерического Кубке Москвы и победы на Кубке Украины последовал провал на ЧМ в Норвегии, и я перестал тренироваться. Ну, то есть, вообще. Периодически играл с Викой - до пяти шайб или до двух побед. И всё. У меня не стало меньше работы в газете, появились новые проекты в театре, нужно было решать на новом уровне бытовые вопросы. Нужно было, в конце концов, больше зарабатывать. И я не хотел тратить слишком много времени на хоккей. После Ставангера, где Игнатенко-младший и Леша Корабель, были лидерами сборной по проценту набранных очков в командном разряде, я решил, что Рома готов. Я внимательно наблюдал за ним и давал некоторые советы на летних этапах Кубка Одессы, куда привозил Вику для обретения игровой практики. Июльский этап мне, в общем, понравился. Августовский, который он проиграл, вызвал вопросы. До Кубка Одессы оставалось шесть дней, и мы специально поехали в Южный, чтобы провести там еще один совместный сбор.

В течение четырех дней мы постоянно играли друг с другом в разных сочетаниях. Я был не в форме, но это было даже к лучшему, поскольку у Ромы появлялся прекрасный шанс сломать пресловутый комплекс. Я хотел, чтобы он начал привыкать к мысли, что может и должен меня обыгрывать. Тогда, по моему расчету, ему было бы уже некого бояться. В последний день все ушли на пляж, а мы в гробовой тишине сыграли две серии. Первую он, наконец-то, впервые в жизни, у меня выиграл. Во второй - я ушел с 1:3. Думаю, мы оба были довольны и пошли купаться. Через два дня на Кубке Одессы он плохо прошел круговик, и теоретически мы могли встретиться только в финале. Если бы, конечно, я прошел Стаса Лутая, что вызывает у меня серьезные сомнения. Но организаторы умудрились «запутаться» в классической «сетке», и настояли на нашей игре в четвертьфинале. Что было дальше, все знают. Я проиграл первый турнир в Украине почти за год. Хотя в какой-то момент мне показалось, что я опять отскочу...

Но еще больше меня порадовало, как на следующий день Рома играл в команде. Когда мы неожиданно сыграли вничью с «Очумелыми ручками» в полуфинале, и я набрал всего 4 очка, именно он уверенно вышел на «золотой матч» с Денисом Чабаном и, проигрывая 1:2 на последней минуте, успел забить две шайбы. В этот момент я подумал о том, что «мальчик созрел». И вернулся к моему не имеющему ничего общего с НХ образу жизни.

ВСЕ УШЛИ НА МОРЕ, А Я ОСТАЛСЯ ЗАБИВАТЬ ПЯТЬСОТ ВЫХОДОВ

- В сентябре после «Азов Мастерс» ты сказал мне, что не собираешься бороться за чемпионство…

- Я и не собирался. Понимал, что запаса прочности и опыта хватит на то, чтобы еще несколько лет спокойно приходить на турниры и попадать в сборную на ЧЕ и ЧМ, планируя сосредоточиться только на тренерской и консультативной деятельности. На большее запала и времени уже не было. Кроме того, нужно было переходить в режим экономии, и я вдвое сократил поездки на соревнования Мирового тура, убрав из графика все скандинавские турниры.

- А как же амбиции?

- Самое сложное в такой ситуации - смириться с тем, что со временем ты уже не сможешь делать на площадке то, что делал раньше так же легко… Помню, мы приехали в «Простоквашино» на «Азов Мастерс», разложили вещи и начали играть до двух шайб на вылет с Назаром Кондрашевским и Виталиком Сапожниковым. Я играл так посредственно, что когда все ушли на прогулку к морю, остался в домике и решил забить пятьсот выходов.

- Меньше, чем за день до турнира?

- Спасибо Вике, что в течение двух с лишним часов держала вратаря. (Улыбается). Я почти убежден, что именно за счет этого и дошел до финала. Более того, вполне мог победить, если бы чуть больше поверил в себя в решающей серии с Алексеем Титовым. Но тогда, вообще, сложилась забавная ситуация: я невысоко оценивал свои шансы с Титовым, сам президент РФНХ опасался Рому, а Рома по-прежнему не хотел играть со мной.

- А как же сломанный комплекс?

- В его возрасте комплексы приходят и уходят - достаточно одной удачной или неудачной игры. Тогда, в Мариуполе, Виталий Игнатенко по традиции объявил денежный приз самому результативному игроку, и у меня возникла бредовая идея потягаться с Ромой, который играл в другой группе. Тура после пятого, когда я, несмотря на один отдых, наколотил больше тридцати шайб, я решил подойти к таблице и увидел, что Рома забил уже 43 гола. В следующем матче я удвоил старания, четыре с половиной минуты, как дятел, долбил ворота Михаила Спалека, но единственную шайбу в игре забил только на музыке. После этого я трезво все взвесил и понял, что ставлю перед собой нереальные задачи, которые принуждают меня играть не в свою игру.

А лицом к лицу - впервые после одесского поражения - мы встретились ближе к концовке высшей лиги. Роман забил две шайбы в начале матча и принялся праздновать успех, переговариваясь с Лешей Кораблем. Однако в оставшееся время я успел забить пять и понял, что он снова слегка разуверился в себе. Впрочем, как я надеялся, это не помешает ему обыгрывать всех остальных в ОЧУ.

 

Продолжение следует…

 
Вхід

Календар сезону 2023/24 Ukrainian tournaments:
Рейтинги сезону 2023/2024
Архів рейтингів

Архів рейтингів

Нахок в інших країнах

Міжнародний рейтинг ITHF
Закордонні посилання

На сайті
На даний момент 147 гостей на сайті